Авроре — 55! Чем была она для нашего города?
А так как сдавали объект в год 50-летнего юбилея Октября, и название, и символика были предопределены. Впрочем, с «Авророй» связан и разгул «МММ», когда у касс летом 1994 насмерть стояли толпы обманутых кладчиков…
Тайна скифского кургана. Когда-то на этом месте, считающемся самой высокой частью города, возвышался скифский курган. Перед началом стройки, в 1963 году, сюда пришли археологи из Краснодарского историко-археологического музея. Раскопав курган, они обнаружили под насыпью в материковой глине погребальную камеру — так называемую катакомбу. Дно ее было выстлано войлоком или кожей (сохранился лишь слой темно-коричневого тлена), а почва вокруг верхнего отверстия колодца посыпана красной краской — охрой. (Этот обычай был широко распространен у скотоводческих племен в эпоху бронзового века, то есть в III-II тысячелетиях до нашей эры: красная краска означала всеочищающий огонь и охраняла покойника от злых духов.) Но … погребальная камера оказалась пустой: лишь фаланга большого пальца ноги символизировала погребение. Такие захоронения археологи называют кенотафом: очевидно, покойный погиб где-то на стороне, и родственники не смогли похоронить его тело. Но по верованиям древних, душа обретала успокоение только после совершения всех положенных ритуалов на родной земле. Оттого и был 3500 лет назад сооружен этот курган, тайну которого открыли археологи благодаря строительству «Авроры». Теперь о кургане напоминают только старые фотографии и находящаяся рядом улица Курганная (400 метров от Красной до Коммунаров).
Место встречи изменить нельзя. Автором проекта стал сочинский архитектор Евгений Сердюков. Считается, что архитектурный замысел кинотеатра было уникальным для своего времени. Проектом был предусмотрен сквозной просмотр всех помещений нижнего этажа. В козырьке кинотеатра, на высоте 16 метров, стояла вытяжная система кондиционирования и вентиляции — зал по тем временам был весьма комфортным
Во всех других городских кинотеатрах, чтобы увидеть происходящее на экране, зрителям приходилось тянуть шеи. В «Авроре» было хорошо видно отовсюду: уклон зала охватывал этажи со второго по четвертый.
В окраинный по тем временам кинотеатр с шиком ехали на такси, непременно заходили в кафе и брали молочный коктейль и безейные пирожные. Билеты в «Аврору» были самыми дорогими, особенно на широкоформатный фильм — по 50 и 70 копеек. Необычным было все: и сквозной просмотр всех помещений нижнего этажа, и золотые рыбки в прудике фойе, и белые каллы, растущие на островке. Летом в фойе стояли пальмы, а зимой их укрывали и устанавливали высоченную елку. Большой зал на 1286 мест бывал набит битком — и это при том, что в день крутили по 7 сеансов одного фильма.
«Аврора» — это в то время всегда главные кинопремьеры, встречи с самыми знаменитыми актерами. Именно здесь в 1983 году впервые прошел показ фильмов Московского международного фестиваля. Японский фильм «Легенда о Нараяме» (по сюжету сын несет старуху мать, верный жестоким традициям предков, на вершину горы умирать…) пользовался оглушительным успехом у краснодарцев и давал кинотеатру невиданные сборы. Не то чтобы зритель проникся восточной философией ухода из жизни — нет, но там была весьма откровенная невырезанная сцена (это фестивальный фильм, и резать было нельзя!) длиной секунд в десять. После этой сцены большинство зрителей, преимущественно мужского пола, перед этим давившихся в очереди на японскую премьеру, вскакивали и, грохоча по дощатым ступенькам, устремлялись к выходу. Сам фильм был философским, заторможенным и темным — высидеть его было непросто.
«Аврора» была и самым популярным местом встреч, именно здесь появилась одна из первых в городе пиццерий. А в малом зале был клуб любителей кино, где шли фильмы Тарковского, Вайды, Хуциева — тех режиссеров, которых в больших залах краевого центра обычно не показывали.
Скуластенькая, глазастая, в шинельке со звездой. Неотъемлемой частью ансамбля стала и 16-метровая девушка с винтовкой за плечом и звездой в руке. Ее открыли раньше кинотеатра — 7 мая 1967 года. Скульптор Иван Шмагун выполнил эту работу бесплатно — как подарок краснодарцам к юбилею революции.
— Это замечательная скульптура, хотя сейчас и немножко устаревшая, — рассказал мне о ней несколько лет назад известный кубанский скульптор, заслуженный художник РФ Александр Аполлонов, к сожалению, вскоре трагически погибший. — Но в год открытия кинотеатра скульптура была просто уникальной. Неожиданно решение самого архитектурного сооружения — и как удерживающая его вертикаль, на самой высокой точке Краснодара эта скульптура. Все это и сегодня выглядит достаточно гармонично. К тому же это была первая в городе скульптура, выполненная в технике выколотки из алюминия. Причем верхняя часть лепилась из глины, нижняя вырезалась из картона, все это переносилось на алюминий, а потом сваривалось. И видно, что вверху скульптура лепная, а ниже пояса более геометричные формы. Красивое лицо девушки — любимый типаж скульптора Ивана Петровича Шмагуна: такая скуластенькая, глазастая, в шинельке, со звездой — очень симпатичный образ.
Да, времена кинотеатров с огромными залами прошли (в Сочи широкоформатный «Спутник», ровесник нашей «Авроры», снесли лет 15 назад), но хочется верить, что наш все-таки удастся сохранить. И что уберут наконец огромный забор, за которым спрятали «Аврору»…
Текст подготовила Марина Аванесова