4 шага до матрешки
Как научиться расписывать самую русскую куколку Получить урок от настоящих мастеров художественного промысла нетрудно. Мастер-классы проводят в семеновском музее Матрешки и традиционной игрушки. Есть еще один вариант — отправиться на фестиваль народных промыслов, где художники «Торгового дома «Семеновская роспись» проводят занятия для всех желающих, которых традиционно выстраивается целая очередь. Нам повезло! Нашим наставником на фестивале «Золотая хохлома» стала Елена Напылова, главный художник фабрики, член союза художников России. Если вы думаете, что для журналистов какие-то особые условия создали, то ошибаетесь. Рядом увлеченно готовились расписывать своих деревянных куколок две дамы средних лет, сосредоченно хмурилась тринадцатилетняя девчонка, о чем-то совещалась пара влюбленных. Вот уж действительно искусство для всех. – У нашей семеновской матрешки желтый платочек, красный сарафанчик, а на фартуке букет цветов с зелеными листьями. – Елена Напылова представляет главную героиню мастер-класса. – В центре большой элемент — цветок, вокруг зелень из мелких деталей для пышности. Перед каждым участником мастер-класса маленькая деревянная куколка с черным контуром платочка, рукавов и фартука. Но она уже смотрит на нас и улыбается – приветливое лицо прорисовано твердой рукой мастера. Чтобы нарядить ее в самые яркие одежды, повторим шаг за шагом наставления мастера. Шаг 1. - Перед вами палитра с красками. Основные цвета семеновской росписи — красный, синий, желтый. Наберите краски на кисть, хорошенько ее пропитайте. С самого кнчика кисти убираем излишнюю влагу на салфетку. Обратите внимание, кончик кисти должен остаться острым. Кончик кисти должен остаться острым. – начинает урок Елена Напылова. Краску нам выдали вопреки традициям не анилиновую, а гуашевую. Последняя как раз лучше подходит для самодеятельного и детского творчества. Профессиональные художники используют ее, создавая авторские образцы, где допустимо отступление от канонов. Гуашь сразу покрывает дерево плотным слоем, узор получается ярким, цвета — сочными. Но настоящую семеновскую матрешку расписывают только анилиновыми красками. Они полупрозрачные, как акварель. Зато и лепесточки на фартучке матрешкином получаются как живые и разные — один плотнее, другой прозрачнее. В природе же ничего одинакового не бывает. К анилиновому наряду куклу готовят заранее и грунтуют всю поверхность крахмалом, иначе побегут разноцветные ручейки по древесным волокнам. По словам художников, краска эта более экономная, и расходуется ее меньше. Но, главное, все таки, что анилиновый букет выглядит так, будто его только что собрали и матрешке вручили. Шаг 2. - Простые кистевые приемы помогут справиться с росписью матрешки. Элемент капелька – кончик кисти ставим на поверхность, нажимаем и укладываем кисть, резко поднимаем — получается капелька. Если мы кончик кисти поставим на поверхность, нажмем и будем медленно тянуть и одновременно поднимать — получается травиночка. Сначала надо потренироваться на листке бумаги — советует Елена Павловна. На весь мастер-класс отводится не больше часа. За это время ученики успевают и простыми приемами овладеть, и орнамент придумать, и матрешку расписать. Настоящими мастерами, конечно, за час не становятся. Существуют профессиональные училища, где готовят мастеров народных промыслов. На фабрике ученица усаживалась к наставнице, и за неделю перенимала основные приемы. Кроме того, сейчас роспись матрешки пооперационная. Один художник на кукол только контуры наносит, другой расписывает только фартучки, третий – сарафанчики раскрашивает. А чтобы овладеть искусством росписи мастеру понадобятся годы, талант и огромное трудолюбие. Например, у Елены Павловны Напыловой путь к матрешке был длинным. По образованию она — мастер народно-художественных промыслов, 16 лет проработала в иконописной мастерской. А потом захотелось расписывать матрешек, чем и занимается последние четыре года. – Вот и я подружилась с матрешками. Так мне с ними хорошо и тепло, – рассказывает Елена Павловна. Шаг 3. - Из элементов складывается узор. Если мы к капельке, приклеим еще одну капельку и еще одну, то получится лепесток. Если мы положим капельки по кругу, то выйдет у нас цветок. К травиночке приклейте капельки сверху вниз, то получится листочек. Пригодится и ватная палочка — смочите ее в воде, окуните в краску, вертикально приложите к поверхности. Из отпечатка получатся ягодки, сердцевины цветочков. – подсказывает Елена Напылова. Эти приемы мастера народной росписи выработали за многие годы, создав художественную традицию и незыблемые каноны. Тем не менее промысел остается живым, и матрешка меняется. Она, по мнению главного художника «ТД Семеновская проспись» стало более щеголеватой по сравнению со старинными. Традиция неизбежно обновляется. Каждый мастер привносит что-то свое. Наиболее удачные решения могут повторить и другие, но семеновская матрешка остается узнаваемой. Вот это и есть высший пилотаж мастера — идти в ногу со временем, сохраняя наследие. Шаг 4. - Начните расписывать матрешку с крупных деталей – платочка, сарафанчика. Затем переходите к прорисовке мелких элементов. Завершает работу — роспись лица. Но эту тонкую работу для вас уже выполнил мастер, – отмечает Елена Павловна. До чего загадочна все таки семеновская матрешка. Приемы росписи одни и те же, краски одни и те же, пуще всего берегут традиции, а куколки все неповторимые. Мы в этом в музее сами убедились. ‑Это секрет всех художников, – улыбается Елена Напылова. – Много лет работает мастер, рисует глаза кукле, а она всегда разная получается. Ведь даже настроение художника на лице матрешки отражается. Пришел человек в хорошем настроении — куколка выглядит веселее, в грустном — и матрешка печалится. А наши коллеги по мастер-классу тем временем, овладев приемами росписи, своих матрешек создавали. Две дамы такие цветы рисовали, будто они этим всю жизнь занимались. – В‑первые, взялись за кисти, – опровергли они наше предположение. Девочка старательно составляла на своей куколке красный цветок из капелек. Влюбленный молодой человек на матрешкином фартуке писал… объяснение в любви. Видно, народная традиция может перерасти в семейную. Вот и моя матрешка готова. Не уверена, что буду хвастаться ею перед подругами, но гордость меня переполняет. Рисовала-то я в последний раз в школе, а теперь у меня авторская куколка есть. Моя и тоже неповторимая. – Елена Павловна, а вы какую матрешку мечтаете расписать? – напоследок спросили мы у художницы. – А моя мечта в жизнь уже воплощается. К 100-летнему юбилею нашей куколки расписываю 70-кукольную матрешку. Уже месяца три тружусь над ней, осталось еще куколок 10 расписать. Работа довольно кропотливая — каждый букетик разный, чтобы интереснее было рассматривать. Лица у матрешек тоже разные, может не все это заметят, а я вижу. Для меня они все со своим характером. Семёновской матрешке100 лет Матрешечный промысел — истинно народный. Как утверждают сами мастера овладеть приемами росписи может каждый. Результат возможно не будет иметь высокой художественной ценности, но автора и его близких порадует. Мы решили проверить это утверждение и свои способности, и отправились на мастер-класс по росписи семеновской матрешки. МАТРЁШКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ Олег КОРОТКОВ, директор ООО «ТД «Семёновская роспись» Семёновской матрешке 100 лет Матрешечный промысел — истинно народный. Как утверждают сами мастера овладеть приемами росписи может каждый. Результат возможно не будет иметь высокой художественной ценности, но автора и его близких порадует. Мы решили проверить это утверждение и свои способности, и отправились на мастер-класс по росписи семеновской матрешки. Как научиться расписывать самую русскую куколку Получить урок от настоящих мастеров художественного промысла нетрудно. Мастер-классы проводят в семеновском музее Матрешки и традиционной игрушки. Есть еще один вариант — отправиться на фестиваль народных промыслов, где художники «Торгового дома «Семеновская роспись» проводят занятия для всех желающих, которых традиционно выстраивается целая очередь. Нам повезло! Нашим наставником на фестивале «Золотая хохлома» стала Елена Напылова, главный художник фабрики, член союза художников России. Если вы думаете, что для журналистов какие-то особые условия создали, то ошибаетесь. Рядом увлеченно готовились расписывать своих деревянных куколок две дамы средних лет, сосредоченно хмурилась тринадцатилетняя девчонка, о чем-то совещалась пара влюбленных. Вот уж действительно искусство для всех. – У нашей семеновской матрешки желтый платочек, красный сарафанчик, а на фартуке букет цветов с зелеными листьями. – Елена Напылова представляет главную героиню мастер-класса. – В центре большой элемент — цветок, вокруг зелень из мелких деталей для пышности. Перед каждым участником мастер-класса маленькая деревянная куколка с черным контуром платочка, рукавов и фартука. Но она уже смотрит на нас и улыбается – приветливое лицо прорисовано твердой рукой мастера. Чтобы нарядить ее в самые яркие одежды, повторим шаг за шагом наставления мастера. Шаг 1. - Перед вами палитра с красками. Основные цвета семеновской росписи — красный, синий, желтый. Наберите краски на кисть, хорошенько ее пропитайте. С самого кнчика кисти убираем излишнюю влагу на салфетку. Обратите внимание, кончик кисти должен остаться острым. Кончик кисти должен остаться острым. – начинает урок Елена Напылова. Краску нам выдали вопреки традициям не анилиновую, а гуашевую. Последняя как раз лучше подходит для самодеятельного и детского творчества. Профессиональные художники используют ее, создавая авторские образцы, где допустимо отступление от канонов. Гуашь сразу покрывает дерево плотным слоем, узор получается ярким, цвета — сочными. Но настоящую семеновскую матрешку расписывают только анилиновыми красками. Они полупрозрачные, как акварель. Зато и лепесточки на фартучке матрешкином получаются как живые и разные — один плотнее, другой прозрачнее. В природе же ничего одинакового не бывает. К анилиновому наряду куклу готовят заранее и грунтуют всю поверхность крахмалом, иначе побегут разноцветные ручейки по древесным волокнам. По словам художников, краска эта более экономная, и расходуется ее меньше. Но, главное, все таки, что анилиновый букет выглядит так, будто его только что собрали и матрешке вручили. Шаг 2. - Простые кистевые приемы помогут справиться с росписью матрешки. Элемент капелька – кончик кисти ставим на поверхность, нажимаем и укладываем кисть, резко поднимаем — получается капелька. Если мы кончик кисти поставим на поверхность, нажмем и будем медленно тянуть и одновременно поднимать — получается травиночка. Сначала надо потренироваться на листке бумаги — советует Елена Павловна. На весь мастер-класс отводится не больше часа. За это время ученики успевают и простыми приемами овладеть, и орнамент придумать, и матрешку расписать. Настоящими мастерами, конечно, за час не становятся. Существуют профессиональные училища, где готовят мастеров народных промыслов. На фабрике ученица усаживалась к наставнице, и за неделю перенимала основные приемы. Кроме того, сейчас роспись матрешки пооперационная. Один художник на кукол только контуры наносит, другой расписывает только фартучки, третий – сарафанчики раскрашивает. А чтобы овладеть искусством росписи мастеру понадобятся годы, талант и огромное трудолюбие. Например, у Елены Павловны Напыловой путь к матрешке был длинным. По образованию она — мастер народно-художественных промыслов, 16 лет проработала в иконописной мастерской. А потом захотелось расписывать матрешек, чем и занимается последние четыре года. – Вот и я подружилась с матрешками. Так мне с ними хорошо и тепло, – рассказывает Елена Павловна. Шаг 3. - Из элементов складывается узор. Если мы к капельке, приклеим еще одну капельку и еще одну, то получится лепесток. Если мы положим капельки по кругу, то выйдет у нас цветок. К травиночке приклейте капельки сверху вниз, то получится листочек. Пригодится и ватная палочка — смочите ее в воде, окуните в краску, вертикально приложите к поверхности. Из отпечатка получатся ягодки, сердцевины цветочков. – подсказывает Елена Напылова. Эти приемы мастера народной росписи выработали за многие годы, создав художественную традицию и незыблемые каноны. Тем не менее промысел остается живым, и матрешка меняется. Она, по мнению главного художника «ТД Семеновская проспись» стало более щеголеватой по сравнению со старинными. Традиция неизбежно обновляется. Каждый мастер привносит что-то свое. Наиболее удачные решения могут повторить и другие, но семеновская матрешка остается узнаваемой. Вот это и есть высший пилотаж мастера — идти в ногу со временем, сохраняя наследие. Шаг 4. - Начните расписывать матрешку с крупных деталей – платочка, сарафанчика. Затем переходите к прорисовке мелких элементов. Завершает работу — роспись лица. Но эту тонкую работу для вас уже выполнил мастер, – отмечает Елена Павловна. До чего загадочна все таки семеновская матрешка. Приемы росписи одни и те же, краски одни и те же, пуще всего берегут традиции, а куколки все неповторимые. Мы в этом в музее сами убедились. ‑Это секрет всех художников, – улыбается Елена Напылова. – Много лет работает мастер, рисует глаза кукле, а она всегда разная получается. Ведь даже настроение художника на лице матрешки отражается. Пришел человек в хорошем настроении — куколка выглядит веселее, в грустном — и матрешка печалится. А наши коллеги по мастер-классу тем временем, овладев приемами росписи, своих матрешек создавали. Две дамы такие цветы рисовали, будто они этим всю жизнь занимались. – В‑первые, взялись за кисти, – опровергли они наше предположение. Девочка старательно составляла на своей куколке красный цветок из капелек. Влюбленный молодой человек на матрешкином фартуке писал… объяснение в любви. Видно, народная традиция может перерасти в семейную. Вот и моя матрешка готова. Не уверена, что буду хвастаться ею перед подругами, но гордость меня переполняет. Рисовала-то я в последний раз в школе, а теперь у меня авторская куколка есть. Моя и тоже неповторимая. – Елена Павловна, а вы какую матрешку мечтаете расписать? – напоследок спросили мы у художницы. – А моя мечта в жизнь уже воплощается. К 100-летнему юбилею нашей куколки расписываю 70-кукольную матрешку. Уже месяца три тружусь над ней, осталось еще куколок 10 расписать. Работа довольно кропотливая — каждый букетик разный, чтобы интереснее было рассматривать. Лица у матрешек тоже разные, может не все это заметят, а я вижу. Для меня они все со своим характером.